Дневной стационар

Восстановительная медицина

Публикации отделения когнитивной педиатрии

С.А. Немкова, Н.Н. Заваденко, О.И. Маслова, Г.А. Каркашадзе, А.М. Мамедьяров, В.Е. Попов, И.О. Щедеркина,  И.Е. Колтунов, Ю.Е. Нестеровский. «Современные принципы комплексной реабилитации детей с последствиями инсульта». Педиатрическая фармакология. 2015; 12 (1): 59–66. 

Г.А. Каркашадзе, Л.В. Торопчина, А.В. Аникин, А.К. Геворкян, М.3. Каркашадзе, Г.В. Кузнецова.  «Клинический случай корковой глухоты у пациента с симметричной кистозной трансформацией обоих полушарий головного мозга». Педиатрическая фармакология. 2014; 11 (5): 111–114.

Г.А. Каркашадзе, Л.С. Намазова-Баранова, А.К. Геворкян, О.И. Маслова, А.М. Мамедьяров, Н.С. Сергиенко, Л.А. Осипова, Т.Ю. Гогберашвили. «Амбулаторная обращаемость за детской специализированной неврологической помощью: структура и основные закономерности». Педиатрическая фармакология. 2014; 11 (5): 82–92.

Каркашадзе Г. А., Намазова-Баранова Л. С., Мамедьяров А. М., Константиниди Т. А., Сергиенко Н. С. Дефицит магния в детской неврологии: что нужно знать педиатру. Вопросы современной педиатрии.  - 2014. -  том 13. - №5 - .с. 17-25.

 

Вишнёва Е.А., Намазова-Баранова Л.С., Алексеева А.А., Каркашадзе Г.А., Антонова Е.В., Смирнов В.И. Новые методы взаимодействия врача и пациента в достижении контроля над болезнью. Вопросы современной педиатрии. 2014. Т. 13. № S1. С. 54-55.

 

О.И. Мурадова, Л.С. Намазова-Баранова, Г.А. Каркашадзе, О.И. Маслова, Р. М. Торшхоева, А.Ю.Томилова, А.А. Алексеева, Т.В. Турти, Е.А. Вишнёва, Т.А. Константиниди.
Влияние курсов аллерген-специфической иммунотерапии на когнитивную деятельность у детей с поллинозом. Педиатрическая фармакология. 2014; 11 (2): 6–12.

В статье приводятся результаты впервые проведенного исследования, которое показало, что аллерген-специфическая иммунотерапия улучшает нарушенную когнитивную деятельность у детей с поллинозом. Таким образом, выявлена еще одна точка положительного приложения аллерген-специфической иммунотерапии к ребенку, страдающему поллинозом.
 

Немкова С. А.
Оценка эффективности комплексной реабилитации у больных с детским церебральным параличом и последствиями ЧМТ. – Вопросы практической педиатрии.  2014, №2. с. 13-16.

Во втором номере журнала «Вопросы практической педиатрии» (т.9 №2, 2014) опубликована статья старшего научного сотрудника отделения когнитивной педиатрии Немковой С. А. и соавторов «Оценка эффективности комплексной реабилитации у больных с детским церебральным параличом и последствиями черепно-мозговой травмы». В статье приведены критерии и параметры оценки эффективности реабилитации у детей с наличием данной патологии.

 

Немкова С. А.
Особенности регуляции вертикальной устойчивости детей и подростков с последствиями черепно-мозговой травмы.  Вопросы практической педиатрии .  2014, №1. с.25-29.

 

Т. Ю. Гогберашвили, Ю. В. Микадзе.
Динамика изменения высших психических функций у детей и подростков с парциальными формами эпилепсии в стадии клинической ремиссии. Педиатрическая фармакология. – 2013. – т.10.- №3. – с.56-62.

Когнитивные нарушения при эпилепсиях представляют собой актуальную проблему детской неврологии и педиатрии. Как показано автором, при очаговых (височной, затылочной, теменно-затылочной) формах эпилепсий когнитивные нарушения возникают не только за счет патологии тех долей, в которых и находится эпилептический очаг, но и за счет других соседних отделов мозга, что необходимо учитывать при коррекции указанных нарушений. Кроме того, в случае когнитивных нарушений, связанных с I и II функциональными блоками, уже через 1 год после ремиссии эпилепсии когнитивная деятельность улучшается на 88 и 38% соответственно – даже без специализированного лечения. Знание этих закономерностей поможет неврологам и нейропсихологам выстраивать более точный прогноз развития когнитивных функций при эпилепсиях и оптимизировать лечение этих нарушений.

 

С. А. Немкова, О. И. Маслова, Г. А. Каркашадзе, А. М. Мамедьяров.
Психологические аспекты комплексной медико-социальной реабилитации детей-инвалидов с  церебральным параличом. Педиатрическая фармакология. – 2013. – т.10. - №2. – с.107-117.

 

О.И.Маслова, А.А. Баранов, Л.С. Намазова-Баранова, Г. А. Каркашадзе,  А. М. Мамедьяров, А. В. Аникин, Л. М. Кузенкова, С. Б. Лазуренко, А. Г. Тимофеева, С. А. Немкова, Е. В. Антонова, А. Г. Ильин.
Современные аспекты изучения когнитивной сферы в развитии ребёнка. Педиатрическая фармакология. – 2012 -  т.9. - №6. - с. 61- 72.

В статье приводятся научные данные о развитии когнитивных функций мозга у детей сквозь призму их клинической значимости и применения: варианты и закономерности развития в норме, патологии и на их границе; патологическое развитие когнитивной деятельности; зарождение и трансформация основных симптомов и синдромов когнитивных нарушений. Подробно приводятся перспективные и применяемые в Центре научные подходы к диагностике и лечению когнитивных нарушений с учетом их развития в возрастной динамике. По результатам анализа предлагается комплекс мероприятий по улучшению когнитивного здоровья детей и подростков в Российской Федерации.

 

С. А. Немкова, О. И Маслова, Г. А. Каркашадзе,  Ю. Н. Курбатов, И. В. Подкорытова.
Использование полипептидного стимулятора в комплексном лечении когнитивных нарушений у детей с заболеваниями центральной нервной системы. Педиатрическая фармакология. – 2012 -  т.9. №5. - с. 80- 86.

Приведены результаты обзора исследований, посвященных применению полипетидного ноотропного и нейрометаболического стимулятора в комплексном лечении когнитивных нарушений у детей. Показано, что ведущим эффектом является когнитивно-модулирующее воздействие в сочетании с другими механизмами улучшения когнитивной деятельности детей.

 

Г. А. Каркашадзе, Л. С. Намазова-Баранова, О. И. маслвоа, С. Б. Лазуренко, У. Н. Клочкова, С. Н. Зоркин, Е. В. комарова, О. И. Денисова
Формирование туалетных навыков у детей в Москве. Результаты ретроспективного исследования. Часть I. Педиатрическая фармакология. – 2012 -  т.9. - №5. - с. 50- 59.

Публикуются результаты первого отечественного научного исследования по проблеме обучения детей навыкам туалета. Приведены первые данные о  моменте начала и завершения обучения туалетным навыкам,  длительности этого процесса. В частности, установлено, что  обучение начинается в среднем в возрасте детей 15 мес., а завершается в возрастном интервале 26- 28 мес. Представлены  характеристики готовности детей к обучению, стратегии,  тактики обучения, трудностей и осложнений в ходе этого процесса, а также тематические информационные источники для родителей. 

 

Баранов А. А., Маслова O. И., Намазова-Баранова Л. С. Онтогенез нейрокогнитивного развития детей и подростков. Вестник российской академии медицинских наук. – 2012. - №8.- с.26-33.

В работе представлены результаты изучения нейрокогнитивного развития детей в исторической ретроспективе и на настоящий момент. Клинические методы дополнены обследованием детей на отечественном компьютерном комплексе «Психомат», который позволяет определить ряд познавательных функций. В статье указывается на необходимость обучения педиатров различного профиля,  детских неврологов тактике обследования детей для определения когнитивного портрета  в возрастном аспекте, с учетом состояния здоровья, наличия заболеваний соматического и/или психоневрологического  генеза, а также влияния лекарственной терапии как на организм ребёнка, так и на процессы познания окружающего мира.

 

Г. А. Каркашадзе, Л. С. Намазова-Баранова, О. И. Маслова, А. М Мамедьяров, Л. М. Кузенкова. Лёгкие когнитивные нарушения в детской неврологии: актуальные проблемы.
Детский церебральный паралич и другие нарушения движения. Материалы II междисциплинарной научно-практической конференции с международным участием. – М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2012. – С. 16- 22.

 

Немкова С. А., Маслова О. И.,. Каркашадзе Г. А., Заваденко Н. Н., Курбатов Ю. Н. Когнитивные нарушения у детей с церебральным параличом (структура, диагностика, лечение). Педиатрическая фармакология. — 2012. – Т. 9. - №3 – с. 77–84.

 

Каркашадзе Г.А., Намазова-Баранова Л.С., Маслова О.И., Клочкова У.Н., Зоркин С.Н., Комарова Е. В. Формирование навыков туалета у детей в России. Проблемный анализ. Педиатрическая фармакология. -  т. 9. №2. -2012 - С. 99- 107.

 

Гогберашвили Т. Ю., Каркашадзе Г. А. Намазова-Баранова Л. С., Маслова О. И. Нейропсихологические методы в педиатрии: возможности и перспективы применения. Педиатрическая фармакология. – 2011. –т.8, №6 . – с. 83-87.

 

Каркашадзе Г. А.,  Маслова О. И., Намазова-Баранова Л. С. Актуальные       проблемы диагностики и лечения лёгких когнитивных нарушений у детей. Педиатрическая фармакология. – том 8, №5. – 2011. – С. 6-12.