Лечение и реабилитация

Публикации отделения когнитивной педиатрии

С.А. Немкова, Н.Н. Заваденко, О.И. Маслова, Г.А. Каркашадзе, А.М. Мамедьяров, В.Е. Попов, И.О. Щедеркина,  И.Е. Колтунов, Ю.Е. Нестеровский. «Современные принципы комплексной реабилитации детей с последствиями инсульта». Педиатрическая фармакология. 2015; 12 (1): 59–66. 

Г.А. Каркашадзе, Л.В. Торопчина, А.В. Аникин, А.К. Геворкян, М.3. Каркашадзе, Г.В. Кузнецова.  «Клинический случай корковой глухоты у пациента с симметричной кистозной трансформацией обоих полушарий головного мозга». Педиатрическая фармакология. 2014; 11 (5): 111–114.

Г.А. Каркашадзе, Л.С. Намазова-Баранова, А.К. Геворкян, О.И. Маслова, А.М. Мамедьяров, Н.С. Сергиенко, Л.А. Осипова, Т.Ю. Гогберашвили. «Амбулаторная обращаемость за детской специализированной неврологической помощью: структура и основные закономерности». Педиатрическая фармакология. 2014; 11 (5): 82–92.

Каркашадзе Г. А., Намазова-Баранова Л. С., Мамедьяров А. М., Константиниди Т. А., Сергиенко Н. С. Дефицит магния в детской неврологии: что нужно знать педиатру. Вопросы современной педиатрии.  - 2014. -  том 13. - №5 - .с. 17-25.

 

Вишнёва Е.А., Намазова-Баранова Л.С., Алексеева А.А., Каркашадзе Г.А., Антонова Е.В., Смирнов В.И. Новые методы взаимодействия врача и пациента в достижении контроля над болезнью. Вопросы современной педиатрии. 2014. Т. 13. № S1. С. 54-55.

 

О.И. Мурадова, Л.С. Намазова-Баранова, Г.А. Каркашадзе, О.И. Маслова, Р. М. Торшхоева, А.Ю.Томилова, А.А. Алексеева, Т.В. Турти, Е.А. Вишнёва, Т.А. Константиниди.
Влияние курсов аллерген-специфической иммунотерапии на когнитивную деятельность у детей с поллинозом. Педиатрическая фармакология. 2014; 11 (2): 6–12.

В статье приводятся результаты впервые проведенного исследования, которое показало, что аллерген-специфическая иммунотерапия улучшает нарушенную когнитивную деятельность у детей с поллинозом. Таким образом, выявлена еще одна точка положительного приложения аллерген-специфической иммунотерапии к ребенку, страдающему поллинозом.
 

Немкова С. А.
Оценка эффективности комплексной реабилитации у больных с детским церебральным параличом и последствиями ЧМТ. – Вопросы практической педиатрии.  2014, №2. с. 13-16.

Во втором номере журнала «Вопросы практической педиатрии» (т.9 №2, 2014) опубликована статья старшего научного сотрудника отделения когнитивной педиатрии Немковой С. А. и соавторов «Оценка эффективности комплексной реабилитации у больных с детским церебральным параличом и последствиями черепно-мозговой травмы». В статье приведены критерии и параметры оценки эффективности реабилитации у детей с наличием данной патологии.

 

Немкова С. А.
Особенности регуляции вертикальной устойчивости детей и подростков с последствиями черепно-мозговой травмы.  Вопросы практической педиатрии .  2014, №1. с.25-29.

 

Т. Ю. Гогберашвили, Ю. В. Микадзе.
Динамика изменения высших психических функций у детей и подростков с парциальными формами эпилепсии в стадии клинической ремиссии. Педиатрическая фармакология. – 2013. – т.10.- №3. – с.56-62.

Когнитивные нарушения при эпилепсиях представляют собой актуальную проблему детской неврологии и педиатрии. Как показано автором, при очаговых (височной, затылочной, теменно-затылочной) формах эпилепсий когнитивные нарушения возникают не только за счет патологии тех долей, в которых и находится эпилептический очаг, но и за счет других соседних отделов мозга, что необходимо учитывать при коррекции указанных нарушений. Кроме того, в случае когнитивных нарушений, связанных с I и II функциональными блоками, уже через 1 год после ремиссии эпилепсии когнитивная деятельность улучшается на 88 и 38% соответственно – даже без специализированного лечения. Знание этих закономерностей поможет неврологам и нейропсихологам выстраивать более точный прогноз развития когнитивных функций при эпилепсиях и оптимизировать лечение этих нарушений.

 

С. А. Немкова, О. И. Маслова, Г. А. Каркашадзе, А. М. Мамедьяров.
Психологические аспекты комплексной медико-социальной реабилитации детей-инвалидов с  церебральным параличом. Педиатрическая фармакология. – 2013. – т.10. - №2. – с.107-117.

 

О.И.Маслова, А.А. Баранов, Л.С. Намазова-Баранова, Г. А. Каркашадзе,  А. М. Мамедьяров, А. В. Аникин, Л. М. Кузенкова, С. Б. Лазуренко, А. Г. Тимофеева, С. А. Немкова, Е. В. Антонова, А. Г. Ильин.
Современные аспекты изучения когнитивной сферы в развитии ребёнка. Педиатрическая фармакология. – 2012 -  т.9. - №6. - с. 61- 72.

В статье приводятся научные данные о развитии когнитивных функций мозга у детей сквозь призму их клинической значимости и применения: варианты и закономерности развития в норме, патологии и на их границе; патологическое развитие когнитивной деятельности; зарождение и трансформация основных симптомов и синдромов когнитивных нарушений. Подробно приводятся перспективные и применяемые в Центре научные подходы к диагностике и лечению когнитивных нарушений с учетом их развития в возрастной динамике. По результатам анализа предлагается комплекс мероприятий по улучшению когнитивного здоровья детей и подростков в Российской Федерации.

 

С. А. Немкова, О. И Маслова, Г. А. Каркашадзе,  Ю. Н. Курбатов, И. В. Подкорытова.
Использование полипептидного стимулятора в комплексном лечении когнитивных нарушений у детей с заболеваниями центральной нервной системы. Педиатрическая фармакология. – 2012 -  т.9. №5. - с. 80- 86.

Приведены результаты обзора исследований, посвященных применению полипетидного ноотропного и нейрометаболического стимулятора в комплексном лечении когнитивных нарушений у детей. Показано, что ведущим эффектом является когнитивно-модулирующее воздействие в сочетании с другими механизмами улучшения когнитивной деятельности детей.

 

Г. А. Каркашадзе, Л. С. Намазова-Баранова, О. И. маслвоа, С. Б. Лазуренко, У. Н. Клочкова, С. Н. Зоркин, Е. В. комарова, О. И. Денисова
Формирование туалетных навыков у детей в Москве. Результаты ретроспективного исследования. Часть I. Педиатрическая фармакология. – 2012 -  т.9. - №5. - с. 50- 59.

Публикуются результаты первого отечественного научного исследования по проблеме обучения детей навыкам туалета. Приведены первые данные о  моменте начала и завершения обучения туалетным навыкам,  длительности этого процесса. В частности, установлено, что  обучение начинается в среднем в возрасте детей 15 мес., а завершается в возрастном интервале 26- 28 мес. Представлены  характеристики готовности детей к обучению, стратегии,  тактики обучения, трудностей и осложнений в ходе этого процесса, а также тематические информационные источники для родителей. 

 

Баранов А. А., Маслова O. И., Намазова-Баранова Л. С. Онтогенез нейрокогнитивного развития детей и подростков. Вестник российской академии медицинских наук. – 2012. - №8.- с.26-33.

В работе представлены результаты изучения нейрокогнитивного развития детей в исторической ретроспективе и на настоящий момент. Клинические методы дополнены обследованием детей на отечественном компьютерном комплексе «Психомат», который позволяет определить ряд познавательных функций. В статье указывается на необходимость обучения педиатров различного профиля,  детских неврологов тактике обследования детей для определения когнитивного портрета  в возрастном аспекте, с учетом состояния здоровья, наличия заболеваний соматического и/или психоневрологического  генеза, а также влияния лекарственной терапии как на организм ребёнка, так и на процессы познания окружающего мира.

 

Г. А. Каркашадзе, Л. С. Намазова-Баранова, О. И. Маслова, А. М Мамедьяров, Л. М. Кузенкова. Лёгкие когнитивные нарушения в детской неврологии: актуальные проблемы.
Детский церебральный паралич и другие нарушения движения. Материалы II междисциплинарной научно-практической конференции с международным участием. – М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2012. – С. 16- 22.

 

Немкова С. А., Маслова О. И.,. Каркашадзе Г. А., Заваденко Н. Н., Курбатов Ю. Н. Когнитивные нарушения у детей с церебральным параличом (структура, диагностика, лечение). Педиатрическая фармакология. — 2012. – Т. 9. - №3 – с. 77–84.

 

Каркашадзе Г.А., Намазова-Баранова Л.С., Маслова О.И., Клочкова У.Н., Зоркин С.Н., Комарова Е. В. Формирование навыков туалета у детей в России. Проблемный анализ. Педиатрическая фармакология. -  т. 9. №2. -2012 - С. 99- 107.

 

Гогберашвили Т. Ю., Каркашадзе Г. А. Намазова-Баранова Л. С., Маслова О. И. Нейропсихологические методы в педиатрии: возможности и перспективы применения. Педиатрическая фармакология. – 2011. –т.8, №6 . – с. 83-87.

 

Каркашадзе Г. А.,  Маслова О. И., Намазова-Баранова Л. С. Актуальные       проблемы диагностики и лечения лёгких когнитивных нарушений у детей. Педиатрическая фармакология. – том 8, №5. – 2011. – С. 6-12.