Дневной стационар

Восстановительная медицина

Оздоровительная физкультура при артериальной гипертонии

   Превентивные мероприятия гипертонической болезни у детей и подростков следует начинать с упорядочивания режима дня.

   Большое место в арсенале профилактических мероприятий занимают регулярные занятия физическими упражнениями.

   Мышечная деятельность является важнейшим условием жизнеобеспечения организма. Регулярные физические нагрузки оказывают регулирующее влияние на физиологические механизмы, обеспечивающие диапазон и совершенство адаптации организма к любым внешним и внутренним воздействиям.

   Для профилактики гипертонической болезни показаны физические упражнения, способствующие развитию аэробной производительности, т. е. общей выносливости.

 

   Отличительной особенностью аэробных нагрузок является  их физиологичность и естественность для детей, выраженное координирующее влияние на деятельность органов и систем организма. При систематическом использовании этих нагрузок в организме детей происходят изменения, свидетельствующие об оздоровительном и тренирующем эффекте, а также -  о профилактическом воздействии в плане предупреждения гипертонической болезни.

   Физические нагрузки должны быть интенсивными. Так, в подготовительном периоде годового цикла занятий оздоровительной физкультурой мы даем нагрузки, вызывающие учащение пульса до 130-140 уд/мин., а в основном, т. е. через 10-11 недель – нагрузка повышалась до 160-165 уд/мин. с 2-3 пиками учащения пульса до 180-186 уд/мин. Длительность занятий оздоровительной физкультурой постепенно удлиняется с 30 до 90 минут. При этом широко должны использоваться подвижные игры и элементы спортивных игр.

   Поэтому помимо уроков физкультуры для данного контингента школьников обязательными в режиме дня должны стать – утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурные паузы, дополнительные занятия 2-3 раза в неделю оздоровительной физкультурой, самостоятельные занятия физическими упражнениями в домашних условиях. Кроме того, рекомендуются: дозированный бег, плавание, ходьба на лыжах, подвижные и спортивные игры во дворе, велоэргометрические тренировки.

   Для детей и подростков, страдающих артериальной гипертензией, характерны, по данным психологических тестов, высокий уровень хронического эмоционального напряжения и внутренняя напряженность, поэтому в режим дня таких детей необходимо включать не только занятия аутогенной тренировкой, а в любых занятиях  физическими упражнениями следует в обязательном порядке использовать упражнения на расслабление.