Дневной стационар

Восстановительная медицина

События и новости лаборатории специальной психологии и коррекционного обучения

 XXVI Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов»

   В апреле 2017 года в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова состоялась традиционная XXVI Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». Сопредседателями Оргкомитета Форума «Ломоносов» стали Ректор Московского университета академик В. А. Садовничий и Министр образования и науки Российской Федерации О. Ю. Васильева.

   Основная цель Конференции «Ломоносов» — развитие творческой активности студентов, аспирантов и молодых ученых, привлечение их к решению актуальных задач современной науки, сохранение и развитие единого международного научно - образовательного пространства, установление контактов между будущими коллегами. В конференции принимали участие психологи, научные сотрудники А.М. Тимофеева, Т.В. Свиридова и А.С. Буслаева. Был представлен доклад на тему: «Качество жизни детей и подростков с муковисцидозом», осветивший последние научные разработки Лаборатории специальной психологии и коррекционного обучения. Исследование, проведенное на базе отделения пульмонологии ФГАУ «ННПЦЗД» МЗ РФ, показало, что различия в качестве жизни детей, больных муковисцидозом, определяются многими параметрами (тяжесть течения болезни, социальной ситуацией развития и индивидуальными особенностями). Были предложены варианты улучшения ситуации посредством индивидуального подбора методов психологической помощи ребенку и его семье.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗАПОРОВ У ДЕТЕЙ

   17 – 19 марта на XXII Конгрессе детских гастроэнтерологов России и стран СНГ   в рамках симпозиума «Запоры у детей: современный взгляд на старую как мир проблему» выступила заведующая лабораторией д.п.н. С.Б. Лазуренко. Она осветила психологические аспекты возникновения запоров у детей и особенности психологической работы с родителями детей, страдающими запорами. 


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ

   На Конгрессе педиатров России сотрудники лаборатории специальной психологии и коррекционного обучения (С.Б. Лазуренко, Т.В. Свиридова, А.С. Буслаева) совместно с научными сотрудниками гастроэнтерологического отделения с гепатологической группой (А.С. Потапов, Е.Г. Цымбалова) ФГБНУ «Научный центр здоровья» впервые познакомили педиатрическое сообщество с алгоритмом психолого-педагогической помощи детям с хроническими заболеваниями органов пищеварения.
В ходе долгосрочного междисциплинарного исследования 125 пациентов (7-17 лет) установлено, что психологическое состояние детей, в первую очередь, зависит от тяжести течения, длительности и прогноза заболевания.

   Данные факторы оказывают негативное воздействие как на детский организм, так и опосредованно, в силу изменения социальных условий жизни — на психологическое состояние ребенка.

   Согласно тяжести психологического состояния дети были условно объединены в три группы: I-я группа - дети в тяжелом психологическом состоянии с болезнью в активной стадии, требующей интенсивной медицинской помощи; II-я группа - дети с неустойчивым психологическим состоянием и высоким риском невротизации ; III-я группа – пациенты с относительно стабильным психологическим состоянием с болезнью в стадии клинической ремиссии.

   Для детей каждой группы обоснованы дифференцированные методы психологической помощи, без которых незрелая личность становится заложником искаженной социальной ситуации развития.
 


О психолого-педагогических аспектах абилитации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья

   На Конгрессе педиатров России была представлена стратегия психолого-педагогической абилитации/реабилитации детей с ОВЗ. В качестве докладчиков выступили заведующая лаборатории, д.п.н. Лазуренко С.Б. и научный руководитель лаборатории д.п.н. профессор Стребелева Е.А.

   В результате многолетнего междисциплинарного исследования лаборатории специальной психологии и коррекционного обучения НЦЗД было выявлено, что система восстановительной помощи ребенку с нарушениями здоровья должна быть построена в виде комплексного воздействия, как на органическую природу, так и на социальную составляющую психического развития.

   Содержание индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения ребенка и семьи, организация, методы и профиль специалистов, ее реализующих определяются в зависимости от этиологии, структуры и степени тяжести отклонений в его здоровье, темпа психического развития, характера и особенностей психологических взаимоотношений с внешним миром, восприятия информации разной модальности, доступных способов социального взаимодействия с окружением.

   Реализация специальной педагогической и психологической помощи детям с ОВЗ в системе комплексной медико-социальной абилитации/реабилитации позволяет оптимизировать психологические взаимоотношения детей с внешним миром, реализовать потенциальные возможности их психики к развитию.

 

О формировании психики у младенцев с перинатальной патологией

   15 февраля 2015 года на Конгрессе педиатров России сотрудники лаборатории Лазуренко С. Б., Павлова Н. Н., Скляднева В. М. представили результаты многолетнего исследования вариантов формирования психики детей первых трех лет жизни с болезнями нервной системы. Актуальность исследования связана с тем, что на современном этапе увеличение числа детей с перинатальной патологией в общей популяции новорожденных требует поиска новых эффективных методов ранней диагностики и реабилитации состояния их здоровья.

   Согласно результатам исследования непосредственно этиология и течение болезни, как и определенная структура нарушений здоровья, представляют собой первичные факторы, оказывающие отрицательное влияние на процесс психического развития. Раннее выявление вариантов отклоняющего развития у детей «группы психического риска» позволяет своевременно предпринять необходимый комплекс мер для предупреждения и коррекции вторичных отклонений в познавательном и социальном развитии.


Направления психологической помощи семье ребенка, находящегося в отделении реанимации

   15 февраля 2015 года на Конгрессе педиатров России сотрудники лаборатории Буслаева А. С., Свиридова Т. В., Венгер А. Л., Лазуренко С. Б., Ртищева М. С. сделали доклад о направлениях психологической поддержки семье детей, находящихся в отделении реанимации. Они отметили, что у всех обследованных детей и родителей были выявлены эмоциональные нарушения, крайняя истощаемость психических процессов, снижение психической активности, оскудение круга интересов. Эмоциональные проблемы усугубляются хаотичностью мыслительных операций, неспособностью сконцентрироваться на деятельности и общении, что негативно влияет на характер взаимодействия родителя с лечащим врачом и с ребенком.

   Усилия психологов должны быть направлены на повышение уровня адаптации пациентов к условиям лечения, коррекцию нарушений эмоциональной сферы, поиск ресурсов для преодоления кризисной ситуации, повышение эффективности взаимодействия родителя с ребенком и медицинским персоналом.


Использование медицинских знаний
в деятельности специалистов органов опеки и попечительства

   21-29 октября 2014 года ГБОУ УМЦ «Детство» организовало учебную программу в рамках курса повышения квалификации специалистов муниципалитетов и учреждений Департамента социальной защиты населения г. Москвы.

   Сотрудники лаборатории Свиридова Т.В. и Лазуренко С.Б. выступили с докладами «Признаки и последствия жестокого обращения и насилия», «Особенности возрастного физического и психологического развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
 


16-17 октября 2014
В МГМУ им. Сеченова состоялась
Научно-практическая конференция с международным участием
«РЕАБИЛИТАЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА – 2014»

   На конференции выступила психолог лаборатории специальной психологии и коррекционного обучения Яковлева С.В. с докладом «Организация психолого-педагогической помощи дошкольникам с коммуникативными трудностями в процессе лечения». В докладе она осветила актуальность психолого-педагогического сопровождения дошкольников, длительное время находящихся в условиях стационара, а так же представила систему занятий по развитию социальной компетенции детей в процессе лечения.


Влияние электронных устройств на психологическое состояние детей и подростков 

   4 сентября 2014 года на канале НТВ состоялось выступление сотрудника лаборатории психолога А.С. Буслаевой.

   Оно было посвящено влиянию электронных устройств на психологическое состояние детей и подростков. В настоящий момент это одна из актуальных тем научных исследований. В передаче обсуждались медицинские и психологические аспекты взаимоотношения детей и электронных устройств, возможности снижения психической нагрузки от работы с гаджетами.


 

4 сентября 2014 г. состоялось экспертное совещания участников рабочей группы Общероссийского народного фронта

   4 сентября 2014 года в рамках подготовки к «Всероссийскому форуму по перспективам развития образования», состоялось экспертное совещания участников рабочей группы Общероссийского народного фронта. Мероприятие было посвящено актуальным социальным проблемам лиц с ограниченными возможностями здоровья.

   Заведующая лабораторией коррекционной педагогики и специальной психологии ФГБНУ “Научный центр здоровья детей”, к.п.н. Лазуренко С.Б. приняла активное участие в дискуссии экспертов по вопросам организации инклюзивного образования детей-инвалидов, создания в школах безбарьерной среды и адаптивных программ, учитывающих особенности здоровья учащихся.


   С августа 2014 года открылась запись на групповые и индивидуальные педагогические занятия для детей дошкольного и младшего школьного возраста (от 5-9 лет) с ОВЗ.
   Основной целью занятий является поддержка познавательного интереса у ребенка, умения работать в коллективе сверстников, а также развитие памяти, мышления, внимания, ориентировки в пространстве, формирование учебных навыков с учетом особенностей и возможностей ребенка. В занятиях используются игровые приемы, методические и дидактические пособия.
   Запись на занятия проводится после проведения диагностической консультации  дефектолога в НЦЗД  РАМН с целью выявления познавательных возможностей ребенка и определения направлений педагогической помощи.
   Занятия проводятся в течение учебного года 1 раз в неделю. 
   Записаться на прием к дефектологу, групповые занятия, задать интересующие Вас вопросы можно по тел. 8 (499) 340-01-04, или на сайте НЦЗД РАМН – электронная запись http://kdcenter.ru/kd/content/zapis-k-psihologu 
 

   17 апреля 2014 года в Международном университете природы, общества и человека «Дубна» (г. Дубна Московской области) проходила I МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ПСИХОЛОГИЯ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ».
   Целью конференции было обсуждение широкого круга методологических, теоретических и практических проблем психологической науки с позиций междисциплинарного культурно-деятельностного подхода.
   В работе конференции приняли участие ведущие ученые России (д.п.н., профессор кафедры общей психологии МГУ Б.С.Братусь; д.п.н., профессор кафедры социальной психологии МГУ Ю.М.Жуков; д.п.н, профессор кафедры психологии Университета « Дубна» Б.Г.Мещеряков; д.п.н, профессор МГУ и МГППУ Л.Ф.Обухова, д.п.н., профессор, зав. кафедрой клинической психологии Университета « Дубна » В.Б.Хозиев и др.).
   Сотрудники Лаборатории специальной психологии и коррекционного обучения приняли активное участие в работе конференции. Они выступили с докладами, которые были посвящены актуальным проблемам и перспективам исследований в области детской клинической психологии:  «О клинической психологии развития» (А.Л.Венгер), «Особенности развития самосознания у подростков с хроническим течением болезни» (С.Б.Лазуренко, Т.В.Свиридова, А.С.Буслаева, И.М.Спивак).
 

   В марте 2014 года лаборатория открыла ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ГРУППУ ОБЩЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ (8-10 ЛЕТ) И ИХ РОДИТЕЛЕЙ.
   Целями группы являются развитие коммуникативных навыков, снижение тревожности и эмоционального напряжения, повышение уверенности в себе, формирование умений соблюдать социальные нормы и правила, сотрудничать, ориентироваться в общении на реакцию собеседника.
   Среди методов работы ведущие группы используют элементы игровой и арт-терапии, беседу, продуктивные виды деятельности, релаксационные техники и многое другое.
   Курс рассчитан на 7 занятий. Часть встреч проходит совместно с родителями, часть – отдельно с детьми или с родителями. 
   Занятия проводятся по воскресеньям 2 раза в месяц. Продолжительность каждого занятия – 90 минут.
   Ведущие – психологи Анна Сергеевна Буслаева и Мария Сергеевна Афонина.
   Открыта запись в группу общения для детей 8-10 лет и их родителей, которая начнет свою работу в СЕНТЯБРЕ 2014 ГОДА.
   Записаться в группу, задать интересующий Вас вопрос можно по тел. 8 (499) 340-01-04.
 

   С 22 по 23 марта 2014 года сотрудники лаборатории  (М.С.Ртищева, М.С.Афонина, А.М.Тимофеева) проходили обучение современным методам и техникам реабилитации на тренинге по ЛогоАрт-терапии.
   Тренинг проводила Венла Рахконен (Саариярви, Финляндия). Она является членом Академической Ассоциации Логотерапии, членом правления объединения Арт-терапевтов Финляндии.
   Сотрудники лаборатории изучили теорию, диагностические методы ЛогоАрт-терапии, обучились работе с графическими материалами, психотерапевтической живописи, нейродинамическому рисованию, способам интеграции различных методов арт-терапии и практическим навыкам реализации метода ЛогоАрт в малой группе.
   Результатом тренинга стал набор практических материалов и упражнений, необходимых для психологической помощи детям и их родителям.

 
   С 26 по 27 февраля 2014 года проходила Научно-практическая конференция: «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ДВИГАТЕЛЬНЫМИ И РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ».
   На открытии конференции с приветственным  словом и докладом «Основные направления реабилитации в России» выступила Главный реабилитолог Министерства здравоохранения Российской Федерации Галина Евгеньевна  Иванова.
   На пленарных заседаниях были подняты проблемы тестирования и оценки функции  руки при ДЦП, речевой функции. Зарубежные коллеги (Бенте Шторм, Анни Бахлке) поделились опытом включения технических средств в реабилитацию детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
   В рамках конференции были проведены мастер-классы по двигательной реабилитации детей, реабилитации детей при речевых нарушениях и детей с нарушением функции руки.
   Сотрудники лаборатории Р.М. Маркитанова и О.А. Межевова приняли участие в конференции и обменялись опытом с коллегами.
 

   С 14 по 16 февраля 2014 года в Москве проходил  XVII Конгресс педиатров России с международным участием «Актуальные проблемы педиатрии». Сотрудники лаборатории выступали на различных Симпозиумах Конгресса, где представили десять докладов и познакомили слушателей с результатами собственных и совместных с коллегами исследований.
   В докладах было раскрыто содержание психолого-педагогической реабилитации детей раннего возраста, проанализированы установки матерей на грудное вскармливание, представлена коррекционно-педагогическая технология социальной адаптации детей с нарушением поведения, доложена организация междисциплинарного взаимодействия специалистов медицинского и психолого-педагогического профиля в педиатрии (С.Б.Лазуренко, Е.А.Акимова, М.С.Ртищева, С.Ю. Цапина, И.М. Спивак).
   Впервые в рамках Конгресса состоялся Симпозиум «Психологическая и медицинская реабилитация детей с тяжелыми хроническими инвалидизирующими болезнями». Его председателями были Е.И.Алексеева, Н.Д.Вашакмадзе, С.Б.Лазуренко, Т.В.Турти. Участники Симпозиума познакомились с состоянием и перспективами развития психолого-педагогической службы ФГБУ «НЦЗД» РАМН, направлениями психолого-педагогической помощи в паллиативной педиатрии, опытом работы с семьей больного ребенка в стационаре. Свои доклады представили научные руководители лаборатории - д.пс.н., проф. Александр Леонидович Венгер; д.п.н., проф. Елена Антоновна Стребелева, сотрудники - А.С.Буслаева, Т.В.Свиридова, Н.Н. Павлова, С.Ю. Цапина.
   На IV форуме детских медицинских сестер лекцию на тему «Алгоритм действий медицинской сестры в конфликтной ситуации» прочитал И.М.Спивак.
   В материалы Конгресса вошли одиннадцать тезисов с результатами научных исследований, подготовленные сотрудниками лаборатории.

   С 9 по 12 января 2014 года сотрудники лаборатории специальной психологии и коррекционного обучения НЦЗД РАМН (И.М. Спивак, А.С. Буслаева, М.С. Афонина, А.М. Тимофеева, М.С. Ртищева, С.Ю. Цапина и др.) проходили подготовку по программе «Discovery», целью которой является обучение специалистов, работающих в сфере здравоохранения, оригинальным методам краткосрочной психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей. Согласно теоретической концепции автора и ведущей программы «Discovery» Джин Беруби (Галлодетский университет, США), чтобы помочь детям с ОВЗ в преодолении негативных социальных последствий болезни необходимо научить самих детей и их родителей, прежде всего, сотрудничеству в совместной деятельности с другими людьми. Для демонстрации эффективности данного метода группового тренинга были проведены мастер-классы на базе ГБУ «Психоневрологический интернат №30» и Общественной организации «Нелишние дети» (руководители – А.Л.Венгер, Е.И.Морозова). Намечены пути дальнейшего международного научно-практического сотрудничества.

   C 12  по 13 декабря 2013 г. в Москве проходила II Международная научно-практическая конференция «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ». Организаторами мероприятия выступили: Департамент образования города Москвы, Московский городской психолого-педагогический университет, Институт психологии Фрайбургского университета.
   В ходе конференции обсуждались такие важные вопросы, как содержание психолого-педагогической реабилитации детей в условиях лечебного учреждения, направления социокультурной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья при профессиональном обучении, межведомственное взаимодействие в процессе реализации реабилитационных программ.
   На пленарных и секционных заседаниях выступили известные специалисты из России и Европы: В.В.Рубцов (ректор Московского городского психолого-педагогического университета, директор Психологического института РАО, Москва), Д.Д.Панков (Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова, Москва), Г.Я.Цейтлин (ФГБУ Федеральный научно-клинический центр детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Д.Рогачева Минздрава России, Москва), Г.Бергхорн (Московское отделение Германской Службы Академических Обменов (DAAD), О.Миттаг (Институт менеджмента качества и социальной медицины Университетской клиники Фрайбурга, Германия), С.Крейтлер (Тель-Авивский университет; Психологический исследовательский центр Медицинского центра Шеба, Тель-Ашомер, Израиль) и др.
   Сотрудники лаборатории специальной психологии и коррекционного обучения ФГБУ «НЦЗД» РАМН – Лазуренко С.Б., Спивак И.М., Буслаева А. С., Свиридова Т.В., Цапина С.Ю., Яковлева С.В. – поделились опытом оказания психолого-педагогической помощи семье ребенка с ОВЗ в стационаре. Были представлены доклады: «Характерные эмоциональные состояния подростков с тяжелым хроническим течением болезни (на примере неспецифического язвенного колита, болезни Крона и гломерулонефрита)» (Свиридова Т.В. Лазуренко С.Б.), «Психолого-педагогическое сопровождение детей с андрологической патологией на этапе лечения в стационаре» (Спивак И.М., Мазурова Н.В., Яцык С.П., Тимофеева А.М., Яковлева С.В.),  «Психолого-педагогический потенциал семьи в реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья» (Буслаева А.С.).
 

   С 12 по 16 ноября 2013 года в Институте психологии им. Л.С.Выготского Российского государственного гуманитарного университета (г. Москва) состоялись XIV Международные чтения памяти Выготского Л.С. «Психология сознания: истоки и перспективы изучения».
   На чтениях выступили такие известные ученые как  академик, доктор психологических наук, зав. кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова Асмолов А.Г. (с докладом “ Л.С.Выготский: сознание как предмет неклассической психологии”); член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова Зинченко Ю.П. (с докладом “Методология постнеклассической психологии”), доктор психологических наук, профессор Белорусского государственного университета им. М.Танка Коломинский Я.Л. (с докладом “Сознание как проблема и предмет психологии личности”) и многие другие.
   Сотрудники лаборатории специальной психологии НЦЗД РАМН (Лазуренко С.Б., Венгер А.Л., Буслаева А.С., Свиридова Т.В., Спивак И.М.) поделились своим научно-практическим опытом с коллегами в выступлении “Особенности развития самоотношения у подростков с тяжелым течением хронической болезни”, а также приняли активное участие в работе секции “Клинический подход в психологии сознания”.