Лечение и реабилитация

Игровая психотерапия

   Одним из основных методов улучшения психологического состояния детей (6-10 лет) является игровая психотерапия. Эффективность ее применения обуславливается удовлетворением в процессе игровой деятельности базовой потребности ребенка в активности и эмоциональном насыщении. Известно, что сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью дошкольника, но и в младшем школьном возрасте она не перестает играть важную роль в детской жизни. В игре происходит многократное воспроизведение и проигрывание реальных событий, усвоение социальных норм и правил поведения, эффективных способов взаимодействия между людьми, формируется произвольность и целенаправленность поведения, развиваются основные психические функции и процессы, практические умения и навыки, реализуются творческие замыслы.
 
   Играющие дети испытывают глубокие эмоциональные переживания, связанные с воспроизведением знакомых им межличностных отношений и социальных ситуаций в игре, что позволяет специалистам (детским психологам и педагогам) выявить эмоциональные переживания, фрустрированные потребности и детские мечты, коммуникативные трудности, а также оказать помощь в их преодолении.
 
   Под руководством опытного взрослого в ходе сюжетно-ролевой игры могут быть отработаны негативные эмоции, тревоги, страхи и волнения, а также созданы условия для увлекательного знакомства со своими желаниями и потребностями, различными социальными способами их проявления, познания окружающего мира и адаптации в нем. В комфортных условиях, созданных психологом или педагогом с учетом индивидуально-психологических особенностей ребенка во время игры, в ходе эмоционально-положительного общения, ребенок имеет возможность отреагировать и, тем самым, избавиться от негативных эмоциональных переживаний, за счет чего постепенно улучшить свое психологическое состояние, расширить практический опыт и обрести уверенность в собственных силах.
 
   Многократное проигрывание желаемых отношений или ситуаций позволяет сменить пассивную позицию, характерную для детей в состоянии психологического дискомфорта (например, эмоционального напряжения, переживания разлуки с близкими, снижения активности вследствие длительной болезни) на активную, действенную позицию, повышающую внутриличностные ресурсы и социальную компетентность. Это позволяет обучить детей конструктивным способам общения и совладания со стрессовыми ситуациями.