Лечение и реабилитация

Диагностика познавательных возможностей школьников в НЦЗД РАМН

   Изучение познавательного развития детей с ограниченными возможностями здоровья проводится с целью определения готовности к школьному обучению, школьной зрелости, качества сформированности учебных навыков и степени усвоения школьной программы, работоспособности и общей способности к обучению, а также выявления степени влияния болезни на процесс формирования психики ребенка. Для этого педагоги-психологи (дефектологи) НЦЗД РАМН используют различные экспериментальные психолого-педагогические методики и техники. 

   Приоритет отдается отечественным методикам. К ним относятся методики Г.И. Россолимо, Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, Б.В. Зейгарник, С.Я. Рубинштейн, А.Я. Ивановой, А.А. Венгера, Г.Л. Выгодсткой, Э.Л. Леонгард, Е.А. Стребелевой, С.Д. Забрамной, И.Ф. Полякова. При необходимости стандартизации и определении количественного показателя познавательных возможностей диагностическая процедура строится с использованием зарубежных классических психодиагностических методик (тесты А. Бине, Д. Векслера, опросник Г. Айзенка, методика ТАТ, классификация по двум признакам Ж. Пиаже, методика Кооса, доски Сегена, куб Линка, корректурная проба, счет по Крепелину и др.). Такой подход позволяет получить качественную объективную информацию о тех способах познания и усвоения нового, которыми ребенок пользуется в повседневной жизни и количественную их интерпретацию в виде числового показателя. 

   Набор психологических и педагогических методик помогает специалистам решить три важные диагностические задачи:

  • первая – выявление существующих в настоящий момент способов мышления и особенностей психологических взаимоотношений ребенка к окружающей действительности;
  • вторая – определение оптимальных для ребенка педагогических методов и приемов организации образовательного процесса для повышения качества усвоения знаний, обеспечения обоснованного дифференцированного подхода к процессу обучения и воспитания с целью расширения кругозора ребенка и совершенствования мыслительных способностей;
  • третья – контроль и оценка динамики психического, в том числе познавательного развития.

   Обследование проводится в форме обучающего эксперимента. Для этого создаются специальные педагогические условия, при необходимости оказывается пооперационная помощь, по результатам которой предлагается задание по аналогии и выявляется способность к усвоению схемы решения мыслительной задачи и возможность ее использования в аналогичном задании. Специалистом оценивается интерес ребенка к познавательной деятельности, способ выполнения каждого задания, варианты или психологические механизмы преодоления трудностей, необходимые и достаточные виды помощи в ходе познавательной деятельности, а также результат обучения и собственное отношение ребенка к своей работе. Обучаемость ребенка и навык усвоения новых знаний с помощью взрослого являются определяющими характеристиками психического развития. Они помогают специалисту обнаружить зону ближайшего развития ребенка и наметить пути педагогической работы.

   Качественная оценка способов и особенностей мыслительной деятельности дополняется бальной, что упрощает наглядную демонстрацию соответствия или несоответствия способов мышления и знаний ребенка возрастному нормативу.

   В соответствии с результатами обследования разрабатывается комплекс медико-психолого-педагогических мероприятий и индивидуальная программа реабилитации, даются рекомендации по выбору дальнейшего образовательного маршрута пациента.

   По желанию родителей может быть разработано содержание педагогической помощи для его использования в домашних условиях, организованы педагогические занятия для активизации познавательных возможностей ребенка и формирования оптимальных социальных взаимоотношений с окружающим миром, проведено знакомство близких с современными дидактическими материалами, классическими методами и приемами воспитания, обучение эффективным педагогическим техникам.

   Научный анализ результатов применения отечественных и зарубежных методик обследования психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья отражен сотрудниками лаборатории в следующих публикациях: 
 

  • Стребелева Е. А., Венгер А.Л., Екжанова Е.А. Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. – M.: Издательский центр «Академия», 2002. – 312 c.
  • Стребелева Е.А., Лазуренко С.Б., Кузенкова Л.М. Дети с нарушением интеллекта : реабилитация средствами образования // Педиатрическая фармакология. – 2012. – Т. 9. – № 6. – С. 80 - 84.
  • Стребелева Е.А. Мишина Г.А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста. – М: ВЛАДОС, 2010 – 144 с.
  • Венгер А.Л. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков. – М. - Рига: ПЦ “Эксперимент”, 2000. – 184 с.
  • Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. – М.: Генезис, 2001. – Ч. 1. – 160 с. – Ч. 2. – 128 с.
  • Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. – М.: Изд-во Владос-Пресс, 2001. – 160 с.
  • Лазуренко С. Б. Комплексный подход к определению образовательного маршрута детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта // Дефектология. – 2011. – №5. – С. 44 - 55.
  • Лазуренко С.Б. Коррекционно-педагогическая помощь детям с нарушением интеллектуального развития в системе комплексной реабилитации // Дефектология. – 2012. – №5. – С. 26 - 41.
  • Лазуренко С.Б., Намазова-Баранова Л.С. Организация психолого- педагогической помощи в комплексной программе реабилитации детей с тяжелыми хроническими наследственными болезнями обмена вешеств (на примере мукополисахаридоза) // Педиатрическая фармакология. – 2012. – Т. 9. – № 1. – С. 91-96.