Дневной стационар

Восстановительная медицина

Часть 3. Этапы диагностики потери слуха у детей

   На ранних этапах диагностики родители испытывают сильные чувства, причем их эмоциональный отклик на потерю слуха ребенка никак не связан с ее тяжестью. Ограниченность не зависит от аудиограммы, она зависит от восприятия родителей.
   Родители детей со слабой потерей слуха не согласны, когда им говорят, что они должны радоваться тому, что их ребенок может слышать так много. По их мнению, даже слабая потеря слуха является поводом для огорчений. Исследования показали, что родители детей со слабой и средней потерей слуха подвергаются большему стрессу, чем родители детей с сильной и глубокой потерей слуха. Родителям детей со слабой и средней потерей слуха приходится принимать больше решений, связанных с обучением в школе, и многие из этих детей находятся в промежуточной зоне, если рассматривать необходимость кохлеарной имплантации. Результаты и решения для этих детей не такие однозначные, как для детей с тяжелой потерей слуха. Кроме того, ребенок с небольшой потерей слуха имеет больший остаточный слух, который он может потерять. А потому родители часто живут в постоянном страхе перед дальнейшим прогрессированием потери слуха.
   Во время диагностики родители обычно испытывают отрицательные эмоции – страх, несоответствие, гнев, вина, уязвимость, смущение. И в основе всего этого букета эмоций слышащих родителей лежит ощущение утраты. Боль от этой потери никогда не уходит окончательно. Как сказал отец 15-летнего подростка: ”Известие о том, что ваш ребенок плохослышащий, наносит вам глубокую рану. После нее остается тупая боль, которая не проходит до конца жизни”.
   Все описанные выше чувства вполне адекватны для данной жизненной ситуации. Это всего лишь чувства – их нужно выслушивать, оценивать, но их нельзя судить. Только поведение влечет за собой следствия, подлежащие оценке. Поэтому родители не должны отвечать за то, что они чувствуют. Они должны отвечать лишь за то, что они делают.