Дневной стационар

Восстановительная медицина

Часть 1. Практическая работа с родителями плохо слышащих детей

Дэвид Лютерман

Доктор Дэвид Лютерман – ушедший на пенсию преподаватель Эмерсоновского колледжа в Бостоне. Эта статья представляет собой адаптированную главу его новой книги “Плохослышащие дети – семейный справочник”.
Журнал “The Hearing Review” № 10, 2006 год.

   Секрет успешного принятия потери слуха у ребенка заключается в том, каким образом родители способны интегрировать эту потерю в семейную жизнь. Если потеря слуха у ребенка рассматривается как трагедия и ужасная утрата, семья будет непрерывно подвергаться воздействию отрицательных эмоций. Однако если рассматривать потерю слуха как учителя для каждого члена семьи, выявляя и используя все положительные стороны потери слуха, семья будет процветать.

   В связи с тем, что слуховая отрасль меняется очень быстро, родители плохо слышащих детей нуждаются в надежном проводнике, который помог бы им миновать все ловушки, связанные с техникой и обучением. Эта статья отражает новую реальность, с которой приходится сталкиваться современным родителям: раннее выявление, сложные технические слуховые средства (слуховые аппараты или имплант), и интеграционное школьное обучение.

   В общеобразовательных школах появляется все больше "продвинутых” плохослышащих детей, независимо от степени потери слуха. Многие из этих детей обладают разборчивой речью и учебными навыками, соответствующими возрасту. Судя по всему, если мы сможем разумно применить все, что мы сегодня знаем, и эффективно использовать доступную нам технику, то мы получим в свое распоряжение все средства, необходимые для того, чтобы сгладить отрицательные воздействия сильной и глубокой потери слуха на обучение. Это невероятно увлекательная перспектива.

  Техника в некотором смысле представляет собой обоюдоострое оружие. Она дает ребенку возможность ходить в школу вместе с нормально слышащими детьми и соперничать с ними в плане успеваемости. Однако эти дети, несмотря на хорошие речевые и языковые навыки, все равно остаются плохослышащими. В течение школьного дня будет возникать много моментов, когда они не смогут реагировать так, как реагируют дети с нормальным слухом. Часто такой ребенок бывает всего один на всю школу, из-за чего он оказывается в социальной изоляции. Мы все нуждаемся в обществе, и если ребенок, успешно пользующийся устным языком, не сможет найти это общество в школе, он будет искать его в другом месте. Мы должны помочь детям, проходящим интеграционное обучение, укорениться в своем социальном окружении.

   Специалисты и родители должны работать вместе, чтобы обеспечить достаточно групповых и социальных точек соприкосновения для детей, которые учатся совместно с нормально слышащими детьми. Благодаря этому дети поймут, что они не одиноки в решении своих проблем. Поддержка группы сверстников часто становится самым важным фактором.

   Я часто говорю родителям, которые только что прошли процесс диагностики, что это тот же самый ребенок, с которым вы зашли в тестовую кабину, просто вы теперь смотрите на него по-другому. Тем самым я хочу сказать, что “проблема”, существующая на данном этапе, это проблема родителей, а не ребенка. Родители реагируют на поставленный диагноз с грустью. Они теряют того ребенка, которого, как они полагали, они собирались вырастить, и ту жизнь, которой они собирались жить. Все это может пробудить в родителях чувство большой утраты. У ребенка тоже возникают разные чувства, связанные с потерей слуха. Но чувства утраты он испытывать не будет, так как почти все плохослышащие дети либо никогда не слышали хорошо, либо не помнят об этом периоде. Эти дети просто не представляют себе, что они потеряли.